боковые двери иконостаса, расположенные к северу и югу от центральных, святых, дверей (к-рые в рус. традиции называются царскими вратами). Получили свое наименование, вероятно, потому, что через них во время службы диаконы многократно выходят на солею для произнесения ектений.
В наст. время Д. д. обычно одностворчатые деревянные, на которых написана икона. Церковнослужители входят в алтарь только через эти двери; священнослужители входят и исходят из алтаря также через Д. д., за исключением тех особых случаев, когда богослужебный чин предписывает священнослужителям шествовать через царские врата.
Появление Д. д. тесно связано с эволюцией алтарной преграды. Древнейшие алтарные преграды IV-VI вв. были выдвинуты в неф и имели П-образную форму. Помимо центрального прохода в древних алтарных преградах, представлявших собой, как правило, невысокую металлическую решетку или ряд из каменных плит, имелись и второстепенные - они и дали начало Д. д. Боковые проходы без дверей и завес (в отличие от центрального, имевшего завесу) нередки в визант. храмах (напр., в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция, 1020; вероятно, то же было и в древнерус. домонгольской традиции - см.: Чукова. 2004. С. 15-44). В дальнейшем в связи с развитием иконостаса в этих проходах появились и двери.
Еще одним фактором, приведшим к установлению Д. д. как обязательного элемента устройства иконостаса, стало закрытие преградой не только центральной, но и боковых апсид (т. е. жертвенника и диаконника) в 3-апсидных храмах, широко распространенных в правосл. мире; в частности, на Руси это произошло ок. XIV в. (см.: Там же; Мусин. 2000); одним из первых свидетельств о «дверях жертвенника» является послание свт. Киприана, митр. Московского, псковскому духовенству (после 1395): «Женкамъ давайте Причастье, обѣдни не кончавъ, а причащали бы ся у других дверей, что противу жертвеника» (РИБ. Т. 6. Стб. 242).
Окончательное оформление Д. д. следует относить к завершающему этапу создания традиц. рус. иконостаса (Шалина. 2000. C. 567-568). Первоначальной иконографией Д. д., вероятно, является изображение св. диаконов, как правило, Стефана и Лаврентия или Стефана и Филиппа. Кроме того, на Д. д. нередко помещались изображения архангелов Михаила и Гавриила или первосвящ. Аарона и прор. Моисея; иногда - прор. Даниила во рву львином (сев. врата новгородской ц. Двенадцати апостолов, XVI в.), вмч. Георгия (сев. врата иконостаса тверской ц. во имя Мины, Виктора и Викентия, 1-я пол. XVI в.) и др.; встречаются сложные иконографические программы - «Изгнание из рая» (сев. дверь иконостаса ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье, Вологда, кон. XVI в.), Небесный Иерусалим (сев. врата ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Сольвычегодске, 1573).